О пользе парения знает и стар, и млад. Эта процедура всегда имела сакральный смысл: несла пользу не только телу, но и душе. В перечне известных мировых банных комплексов особое место занимает «истопка» с русским характером — именно так национальную баню называют в исторических старославянских свидетельствах.
Принято считать, что первое упоминание о русской бане закреплено монахом Нестором в «Повести временных лет» (1100-е годы). Однако о ней говорится еще во времена Вещего Олега (907 год), который потребовал от визайнтийцев, чтобы купцы могли "творить мовь, сколько хотят", и в легенде о княгине Ольге (945 год), сжегшей там враждебных послов за убийство Игоря. Летописец же рассказал как натопить «мыльню» очень сильно и "хвостаться" веником, а после облиться студеною водой. Именно так славяне умели "ожить" после трудов и военных сражений.
Интересно, что разделить бани на мужские и женские отделения пытались неоднократно: в 1551 году Правилами Стоглавого собора, после — в период царствования Петра Великого, еще позже — императрицей Екатериной II. Эта традиция прижилась, но только в общественных банях, а вот в семейных по-прежнему было принято париться вместе (традиция берет свое начало в обряде снимать жениху и невесте грехи накануне свадьбы). Русская «мовь» имеет еще один, неизвестный другим народам мира смысл: она — подтверждение гостеприимства, ведь любого путника после долгой дороги вели сначала париться, чтобы восстановить силы и здоровье, и только после усаживали за стол.
«Мовницы» с течением времени изменялись, но основные их виды дошли и до сегодняшних дней:
Словом, русская баня на дровах вобрала все те секреты предков, которые делают ее не просто гигиенической процедурой, но и формой дружеского общения, способом избавления от недугов телесных и душевных.